Тема: СПОРИТЬ, НО НЕ ССОРИТЬСЯ
Люди обычно ссорятся потому, что не умеют спорить Гилберт Кит Честертон
Цели:
- Познакомить с понятиями СПОР и ССОРА, научить видеть различия между ними;
-Познакомить с простейшими, но необходимыми правилами ведения спора;
- Показать возможности и особенности споров со взрослыми;
-Научить подбирать аргументы в защиту своей позиции.
Ход урока: - Этот домик низкий.
— Нет, высокий!
— Ручеек узкий.
— Нет, широкий!
— Это очень важно!
— Нет, пустяк!
— Этот дом высокий.
— Нет, он низкий!
— Горизонт далекий.
— Нет, он близкий!
— Это я тебя получше знаю!
— Я с тобою больше не играю!
Не договоримся мы никак.
Не договоримся мы никак.
И мешает нам один пустяк;
Да, мешает нам один пустяк:
Что бы ни сказал я, все — не так.
- Я думаю, каждому из вас приходилось отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту, то есть спорить. Поднимите руки, кому это приходилось делать.
— А были ли случаи, когда спор заканчивался ссорой? — Как вы считаете, почему это происходило?
Как вы объясните разницу между ссорой и спором?
Поднимите руки, кому приходилось наблюдать спорщиков, которые не столько спорили, сколько ссорились.
— Итак, можно сделать вывод: чаще всего мы ссоримся, потому что не умеем спорить. ПОСТ-КА ЦЕЛИ: Сегодня мы познакомимся с тем, что такое спор, чем отличается он от ссоры, узнаем, как можно при споре избежать ссоры.
— Но прежде попробуйте определить, что такое спор?
— Правильно отметили, что спор — это вид общения, при котором высказываются разные точки зрения по какому-то вопросу. (СЛАЙД)
На доске открываю лист СПОР, рядом закрытое слово ССОРА,
В споре всегда есть ПРЕДМЕТ СПОРА(?, ПО КОТОРОМУ ВЫРАЖАЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ),открываю лист
Что же может быть предметом спора?
1) Помните, о чём спорили Незнайка и Гунька
- Что было предметом их спора? (Плохой или хороший получился портрет. Почему спор окончился дракой?)
Споря, нужно приводить ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОБЪЯСНЕНИЯ, ДОВОДЫ, Приводят их герои??, УБЕДИТЕЛЬНЫЕ
2)Артём и Слава будут спорить о том,
какой вид спорта интереснее и полезнее для здоровья. Это предмет спора?
3) Можно предположить, о чём спорят девочки на фото слайда?
4)А из-за чего поссорились мальчики? Они, правда, поссорились??
Слайд : ТРОЕ из ПРОСТОКВАШИНО
Давайте проанализируем поведение героев м/ф:
-Что или кто был предметом спора?
Как мама и папа Дяди Фёдора доказывали свою правоту?
- Как завершили спор родители дяди Фёдора и не поссорились?
(Ищите в доводах собеседника то, с чем можно согласиться!
Смените тему разговора, если разногласия зашли слишком далеко) откр. ПРИМИРЕНИЕ
АРТ.ГИМНАСТИКА мимич. гимнастика: 1)покажите мимикой РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ПЕЧАЛЬ.2) С каким лицом люди обычно СПОРЯТ, а ССОРЯТСЯ , а каким д.б.выражение лица , чтобы не поссориться с собеседником?
-ОТСтаивать св. т.зр приходится не только в разговоре со св. сверстниками, но и в разговоре со взрослыми. Это проще или сложнее? Почему?
(Вежливость, корректность, убедительность собственных доводов, умение дослушать собеседника до конца, постараться понять его доводы – вот отличия такого спора)
- Представьте себе, что вы попали на урок в школу Древней Греции, где учитель рассказывает ребятам, что земля плоская, покоится на трёх китах. У вас есть возможность поспорить с ним.
-Какие доказательства вы бы привели в защиту своей точки зрения? Как бы начали спор? Как себя вели?
Слайд-подсказка:
- Готов с Вами поспорить…
-Извините, Вы не правы..
- Позвольте с Вами не согласиться…
-Не могу согласиться с Вами..
(Доказательства того, что земля круглая:
1) Если плыть по морю или идти по ровной местности, приближаясь к какому-нибудь городу, то сперва становятся видны на горизонте верхушки самых высоких строений, а потом остальные. А это м.б. только если земля выпукла.
2) Кругосветное путешествие. Христофор Колумб был высмеян, когда сказал о своём желании оплыть землю..
3) Не было бы сумерек: солнце село и темнота.
4) Солнце заходит по дуге.)
- Можно ли передать настроение спорящих средствами музыки?
Пьеса Г.Свиридова – остроумно переданный средствами музыки диалог упрямого мальчика и мамы. Упрямец монотонно повторяет одну и ту же реплику, видимо, не пытаясь объяснить причины своего упрямства («НЕ хочу и не буду») Партия – речь мамы меняется: из негромкой, но настойчивой она становится очень сердитой. Завершается диалог примирением: то ли упрямец передумал, то ли мама сдалась. Пьеса заканчивается унисоном (голоса слились по силе, высоте, тембру)
Давайте подведём итог: Сформулируем «Правила спора», создадим «Памятку»
РЕФЛЕКСИЯ: Дети заполняют «Памятку», выбрав смайлик в цвет настроения
Д.З. Лебедь, Щука и Рак – заговорили. Разыграйте ситуацию. Постарайтесь не превратить спор в ссору!